В рамках реализации пункта 6 вопроса III решения заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 16 сентября 2015 г. N 3) в части, касающейся определения понятия "угроза жизни и здоровью", сообщаем следующее.
Понятие "угроза жизни и здоровью" в законодательстве Российской Федерации на сегодняшний день не закреплено. В то же время, данная категория достаточно широко используется в законодательстве (Трудовой кодекс Российской Федерации - "угроза жизни и здоровью работника", Воздушный кодекс Российской Федерации - "неисправность воздушного судна, угрожающая жизни и здоровью пассажиров", Гражданский кодекс Российской Федерации - "неисправность транспортного средства, угрожающая жизни и здоровью пассажиров") и понимается как нарушение гражданами, должностными лицами или юридическими лицами обязательных требований, вследствие которого может быть причинен вред жизни и здоровью неопределенного круга граждан.
В юридической литературе содержание названного термина рассматривается применительно к противоправным деяниям, связанным с созданием угрозы жизни и здоровью определенного лица. При описании таких случаев используется словосочетание "опасное для жизни и здоровья состояние", под которым понимается наличие реальной угрозы жизни или причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (например, комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) под редакцией Г.А. Исакова. М.: "Проспект", 2012). Реальность угрозы подлежит доказыванию в рамках рассмотрения конкретного дела и оценивается с учетом места и времени совершения преступления, числа нападавших, характера предметов, которыми они угрожали потерпевшему, субъективного восприятия угрозы, совершения каких-либо конкретных демонстративных действий, свидетельствовавших о намерении применить физическое насилие (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 29 о судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое).
Анализ судебной практики свидетельствует о том, что наличие потенциальной угрозы жизни и здоровью граждан вследствие нарушений обязательных требований является достаточным основанием для привлечения физических и юридических лиц к ответственности (например, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 305-АД15-9014).
Таким образом, дефиниция "угроза жизни и здоровью" определяется в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом его толкования в правоприменительной практике.
На основании изложенного считаем, что термин "угроза жизни и здоровью" имеет устоявшееся значение и не нуждается в дополнительном уточнении.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.